На самом деле все родители довольно рано начинают объяснять детям что опасно, а что нет. Такая необходимость возникает уже на первом году жизни ребенка. Сначала мы объясняем, что кастрюля на плите ndash; это горячо, нож ndash; острый, а розетка может ударить током. Это настолько естественно, что мы даже не придаем этому значения. Само поведение ребенка вынуждает объяснять ему правила безопасности. Возникает прямая угроза ожога, пореза, поражения током и т.д., и мы сразу же реагируем на эту угрозу.
На самом деле все родители довольно рано начинают объяснять детям что опасно, а что нет. Такая необходимость возникает уже на первом году жизни ребенка. Сначала мы объясняем, что кастрюля на плите – это горячо, нож – острый, а розетка может ударить током.
Это настолько естественно, что мы даже не придаем этому значения. Само поведение ребенка вынуждает объяснять ему правила безопасности. Возникает прямая угроза ожога, пореза, поражения током и т.д., и мы сразу же реагируем на эту угрозу.
С возрастом, когда ребенок становится все более самостоятельным, угроз различного характера возникает все больше, но родители продолжают реагировать на прямые, часто упуская из виду угрозы скрытые, опосредованные. Вот о них мы и будем говорить. Рекомендую обратить внимание на следующие моменты в каждой возрастной категории:
3-4 года:
Пора рассказать ребенку о правилах дорожного движения. Начинайте с элементарного. -тротуар – для людей, дорога – для машин!
- на тротуаре, необходимо соблюдать «правило 3-х шагов», т.е. мы идем от края дороги на расстоянии трех больших шагов!
- рассказать что такое светофор и «зебра». Наглядно показать, зачем они нужны.
- дорогу переходить только быстрым, уверенным шагом. Мешкать или бежать нельзя.
- на улице или в людном месте идем только за руку со взрослым.
4-5 лет
-ребенок уже должен четко знать, как выглядит знак пешеходного перехода, что такое зебра, и как себя вести на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе.
-знакомим ребенка с понятием «незнакомец»
-объясните ребенку, что ему делать в случае, если он потерялся в людном месте. И что нужно делать, чтобы не потеряться.
-ребенок должен четко знать свою фамилию, как зовут родителей, свой домашний адрес. Он должен понимать, кому можно сообщать эти данные, а кому нельзя.
-по пути из садика наглядно покажите, что такое опасное место (подворотня, гаражный массив, пустырь), и что такое безопасное место (людная улица, магазин, аптека и т.д.)
5-6 лет
-подготовленный старший дошкольник способен перевести родителя через дорогу по правилам без подсказок.
-знакомим с понятиями «опасный незнакомец» и «безопасный незнакомец»
-в игровой форме соединяем ситуацию «я потерялся» с необходимостью обратиться к безопасному незнакомцу.
-проводим беседу о том, что при встрече с опасным незнакомцем не нужно стесняться ему отказать, не бояться привлечь к себе внимание, если незнакомец настойчив.
-учимся составлять безопасный маршрут. На пути из магазина или детского сада попросите ребенка провести вас по безопасному маршруту. Попросите объяснить, почему именно этот маршрут безопасный и почему так важно придерживаться лишь его.
к 6-7 годам научите ребенка пользоваться мобильным телефоном. Он должен знать НАИЗУСТЬ номера телефонов родителей и уметь позвонить на номер 112. Смоделируйте звонок в экстренные службы, используя настоящий телефон. Кто-то из родителей изображает диспетчера.
Хочу еще раз напомнить, что простое проговаривание этих правил неэффективно. Ребенок будет их знать лишь теоретически.
Любое правило нужно стараться обыграть, показать наглядно, и обязательно обсудить. Очень важен личный пример. Соблюдайте правила ПДД и ходите безопасными маршрутами! НИКОГДА не нарушайте те правила, о которых говорите, хотя бы в присутствии ребенка. Только в этом случае ребенок будет эти правила не просто знать, а понимать и применять.
С Уважением, психолог РЦ «ИнПро» Антонина Витальевна Татарникова.
Тэги: #Школа безопасности